10 янв. 2013 г.

Про аварийность на дорогах (1). Ищем источники

С недавних пор заинтересовала тематика, связанная с безопасностью на дорогах. Регулярно случаются резонансные происшествия, которые приводят к оживленному обсуждению в "интернетах", активности наших государственных деятелей, перетряске системы ГИБДД и прочим "организационным выводам".
К примеру, известное "ДТП на Минской" в прошлом сентябре - пьяный водитель наехал на автобусную остановку, погибли пять человек, в том числе трое детей. После этого стали говорить об ужесточении наказания за вождение в пьяном виде. Уже через несколько недель премьер-министр Медведев выступил с известным видеообращением на фоне отличного автомобиля BMW X5 и предложил сажать до 15 лет и ввести штрафы до 500 тысяч рублей (для Москвы) и до 250 тысяч для регионов. Если вспомнить метания с введением "промилле", такой же быстрой его отменой, то все это воспринимается очень странно.
Для меня это выглядит странно потому, что если серьезно воспринимать проблему (а именно - повысить безопасность на дорогах), необходимо хорошо представлять причины происходящего, мотивы участников и воздействовать именно на те точки, которые могут принести максимальную отдачу. К примеру, та же проблема с пьянством за рулем. Кто вообще эти люди, что садятся пьяными за руль? Почему они это делают? Насколько повлияет формальное ужесточение наказания на их мотивы? На что лучше делать приоритет - на ужесточение наказания, "если попался", или на то, чтобы повышать вероятность неотвратимости "попадания". К примеру, во многих европейских странах "на алкоголь" проверяют не так, как у нас - просто останавливаются весь поток и проверяют всех без исключения. Соответственно, шансов "проскочить" нет, и водители знают об этом.
Насколько необходимо ставить первоочередной приоритет именно на борьбу с "пьянкой"? В ДТП с участием нетрезвых водителей в 2011 году погибло, по данным ГИБДД, 2103 человека. Это очень много, но это всего лишь 7,6% от общего количества людей, которые погибли на дорогах. То есть 92,4% погибли в ДТП, в которых водители были трезвыми. Какова ключевые причины - нарушение скоростного режима, низкая безопасность автомобилей (к примеру, отсутствие подушек), плохие дороги или что-то еще? Все это довольно сложные вопросы, на которые непросто дать ответ. Но если заниматься не дешевым популизмом, а пытаться действительно что-то изменить, то необходимо иметь ответы на них.
Я, как обычно, пытаюсь смотреть на данные и понять что-то из них. Конечно, как и во многих областях, связанных с деятельностью человека, у сугубо количественного подхода есть свои ограничения. Всегда есть особенности сбора и характер данных (к примеру, мы никогда точно не знаем количество людей, которые садятся пьяными за руль, мы можем только опосредованно оценивать через количество ДТП). Любая модель - это упрощение сложной реальности и так далее. Но тем не менее, такой взгляд такой свой угол зрения и позволяет подходить к проблемам с более объективных точек зрения. С недавних пор я пытаюсь собирать и смотреть на цифры и хотя бы немного понять, что из них может следовать.

Ищем источники откровения - органы власти

Первым делом я попытался найти результаты каких-либо количественных исследований на тему дорожной безопасности в России. И с этим оказались проблемы. Формально всей информацией о  зарегистрированных ДТП обладает ГИБДД. В системе ГИБДД есть специальный "Аналитический центр безопасности дорожного движения", который занимается сбором, анализом и интерпретацией имеющейся информации. Однако каких-либо публичных результатов его деятельности мне обнаружить не удалось. Есть презентация этого центра с большим количеством фотографий - в марте прошлого года тогда еще президент Д.Медведев побывал в этом центре. К сожалению, помимо отличных фотографий, содержательных результатов анализа данных от этого аналитического центра я не смог найти. В презентации нашел великолепный слайд №13 под названием названием "Факторный анализ аварийности" с результатами простой линейной регрессии.


Объясняемая переменная - количество ДТП по РФ в целом. Объясняющие переменные - неназванные переменные, закодированные именами А0-А4. Количество степеней свободы - всего лишь 6, так как используются годовые данные за 2005-2010 годы. На первый взгляд смотрится все очень солидно - график, огромная таблица "статистические характеристики" со сложными показателями и цифрами. Однако если присмотреться внимательно к таблице с результатами анализа, то легко увидеть, что все объясняющие переменные являются незначимыми! Об этом  говорит и статистика Фишера. Ценность этой регрессии - нулевая, никакой пользы она не имеет.

В системе МВД обнаружился и целый НИИ - "Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России", у которого нет даже сайта. Зато обнаружился целый портал - "Портал безопасности дорожного движения (информационная система мониторинга и анализа", почему-то базирующийся на домене prognoz.ru (компания "Прогноз), хотя явно имеет отношение к органам власти. На портале есть довольно интересные региональные данные от ГИБДД. К примеру, можно посмотреть более подробные данные о типах нарушений ПДД водителями и пешеходами, места совершения ДТП чем те, что доступны на самом сайте ГИБДД. К сожалению, в лучших традициях систем, которые строит компания "Прогноз", есть красивые всплывающие диаграммы, но скачать данные для нормального количественного анализа невозможно. То есть выглядит вроде бы красиво, но для серьезной работы использовать данные крайне затруднительно. Еще меня порадовал прогноз с количеством ДТП на период до 2012 года. Прогноз был выполнен в 2007 году, основной прогнозный фактор - объемы финансирования соответствующей федеральной целевой программы и больше ничего :) На самом портале есть только данные, к слову сказать, регулярно обновляемые, но каких-либо аналитических материалов с интерпретацией и анализом этого большого массива, нету.
Система МЧС также имеет специализированную структуру - "Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий". К сожалению, материалов с количественным анализом данных по дорожной безопасности так же найти не удалось, зато есть интересные плакаты, которые используются при обучении. К примеру, можно узнать, как лучше тушить автомобиль и извлекать пострадавшего в ДТП с использованием подручных средств. Но в лучших традициях плакаты выложены в маленьких размерах, разглядеть текст очень сложно - от кого прячемся, непонятно.


Кстати, если кто-то знает результаты хороших исследований по теме, буду рад ссылке.